Упрощенная схема получения СГР. Мифы и реальность
Если вы производите или продаете товар, вам может понадобиться сертификат соответствия, декларация, свидетельство о госрегистрации или отказное письмо.
Например, на детские игрушки нужен сертификат соответствия, а на кухонную посуду — декларация. Бывает, требуется сразу несколько документов.
Совместно с Tinkoffjournal расскажем, как предпринимателям разобраться, какой документ нужен и как оформить его, не нарвавшись на мошенников.
Как узнать, какие документы нужны
Допустим, бизнес решил торговать товарами. Сначала стоит понять, какие документы ему нужно оформить.
Есть простой путь: позвонить или написать письма в несколько центров сертификации и узнать, какие документы нужны на товар. Лучше обратиться сразу в несколько центров, чтобы проверить достоверность информации.
Если вы получите не тот документ — например, оформите декларацию, когда нужен был сертификат — за это компания может получить штраф до 500 000 Р, а если из-за вашего товара будет причинен вред жизни и здоровью потребителя — до 1 млн рублей.
Шаг 1. Проверить, есть ли товар в списке технических регламентов Таможенного союза — ТР ТС. Если продукция есть в списках — изучить требования, что нужно делать: получить декларацию, сертификат или свидетельство о госрегистрации, СГР.
Шаг 2. Посмотреть, входит ли ваш товар в список продукции, подлежащей сертификации или декларированию соответствия по национальным стандартам.
С 1 сентября 2022 года начнут действовать новые перечни.
Шаг 3. Проверить, нужен ли вам сертификат или декларация о пожарной безопасности в перечне статьи 146 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.
Шаг 4. Проверить, входит ли продукция в перечень товаров, подлежащих обязательной государственной регистрации — прокрутите страницу до второго раздела.
Что делать, если вы не нашли товар ни в одном перечне
Если продукции нет в техрегламентах и единых перечнях — сертификаты, декларации и свидетельство о госрегистрации не нужны. Сертификат можно оформить добровольно, чтобы подтвердить безопасность товара и увеличить доверие покупателей.
Также может понадобиться отказное письмо — документ, который подтверждает, что специальные разрешения вам не нужны. Отказное письмо выдает аккредитованный орган по сертификации.
Отказные письма нужны при:
- ввозе грузов на территорию Евразийского экономического союза и прохождении «растаможки». Сейчас в ЕАЭС входят Россия, Армения, Беларусь, Казахстан и Киргизия;
- выходе на маркетплейсы;
- начале сотрудничества с сетевыми магазинами;
- участии в тендерах;
- запросе покупателей и проверяющих органов.
Например, вы продаете бижутерию, сувениры, блокноты, товары для животных. Все это не подлежит сертификации. При выходе на некоторые маркетплейсы надо подтвердить, что на эту продукцию действительно не нужна разрешительная документация
Где получить необходимые документы
Если вы закупаете товар в России, необходимые документы можно попросить у производителя или оптового продавца. Если купили продукцию в другой стране, например в Китае, документы придется оформлять самому. Если производите товар — тоже. Если вы перепродаете товар, который кто-то уже ввез в Россию, можно запросить сканы сертификационных документов у импортера.
Разные документы оформляются в разных местах. Сертификат соответствия оформляет и регистрирует аккредитованный орган сертификации из реестра, здесь же выдают отказные письма. Чтобы получить декларацию, предприниматель обращается в лабораторию, которая проводит исследования, или в центр сертификации, где все сделают под ключ. Обратите внимание, орган сертификации и центр сертификации — это разные учреждения.
Декларации и сертификаты соответствия регистрируются в реестре Росаккредитации, а Свидетельства о госрегистрации — в Роспотребнадзоре. Добровольные сертификаты вносятся в реестр выбранного аккредитованного органа.
Как происходит процесс декларирования
Чтобы оформить декларацию, нужно исследовать продукцию в лаборатории и получить протокол испытаний. Если вы производитель, все просто — берете образцы своей продукции и отдаете на тестирование.
Если вы импортер, придется сделать дополнительный шаг — ввезти в страну тестовые образцы продукции. Для этого аккредитованный орган, в котором будут проходить проверки, составляет специальное письмо для таможни. На основании этого письма образцы пересекают границу, а потом тестируются в лаборатории. После оформления декларации можно ввозить всю партию продукции.
Что нужно сделать, чтобы оформить декларацию:
- Выбрать лабораторию, которая проведет исследования, и заключить с ней договор.
- Предоставить лаборатории документацию на продукцию и образцы для испытаний.
- Получить протокол испытаний.
- Загрузить протокол в сервис на сайте Росаккредитации и зарегистрировать декларацию.
- Проверить, что декларация появилась в реестре.
- Распечатать декларацию.
- Подписать у руководителя организации — импортера или производителя — и поставить печать, если она есть.
Некоторые шаги можно пропустить. Это зависит от схемы декларирования — всего их шесть.
Как происходит процесс сертификации
Если при декларировании соответствие подтверждает производитель или импортер, то при сертификации за это отвечает аккредитованный орган сертификации.
Есть два варианта: самостоятельно найти орган сертификации или испытательную лабораторию или обратиться в центр сертификации, у которого уже налажено сотрудничество с аккредитованными органами сертификации и испытательными лабораториями. Схемы будут немного различаться.
Как пройти сертификацию самостоятельно:
- Выберите аккредитованный орган сертификации в реестре.
- Отберите образцы продукции, которую предстоит проверить, и передайте вместе с заявлением на получение сертификата соответствия.
- Получите протокол испытаний.
- Если исследования подтвердят, что продукция соответствует требованиям, вам выдадут сертификат на бланке с индивидуальным номером. Проверить достоверность сертификата можно в реестре Росаккредитации.
Как сделать документы через центр сертификации:
- Обращаетесь в центр сертификации с заявкой.
- Заключаете договор с центром.
- Сотрудники центра организовывают все сами: находят лабораторию, передают образцы на испытания, получают протокол и отсылают в аккредитованный орган.
- Получаете готовый экземпляр сертификата вместе с протоколами.
Выбирая работу с центром сертификации, вы облегчаете себе жизнь. Организуя оценку соответствия самостоятельно, вы сможете контролировать каждый этап процедуры, но времени потратите гораздо больше.
Для сертификации вам тоже нужно выбрать схему. Схем много, в малом бизнесе чаще всего используются три:
- 1С — для серийно выпускаемой продукции.
- 2С — для серийно выпускаемой продукции, если у изготовителя внедрена сертифицированная система менеджмента качества, или СМК.
- 3С — для конкретной партии продукции.
Когда нужно оформить свидетельство о госрегистрации
Свидетельство о госрегистрации (СГР) подтверждает санитарно-гигиеническую безопасность товара, то есть он проверяется не на соответствие ТР ТС или ГОСТ Р, а на соответствие Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) (Решение коллегии ЕЭК от 30.06.2017 № 80)
Обязательно получают СГР для:
- товары детского ассортимента (посуда, одежда первого слоя и т.п.);
- материалы, реагенты, используемые для водоочистки и водоподготовки;
- парфюмерно-косметические средства и средства гигиены полости рта;
- товары бытовой химии, лакокрасочные материалы;
- полимерные и полимерсодержащие строительные материалы;
- продукция, изделия, являющиеся источником ионизирующего излучения, в том числе генерирующего, а также изделия и товары, содержащие радиоактивные вещества;
- средствам личной гигиены;
- материалы и изделия, изготовленные из полимерных и других материалов, предназначенных для контакта с пищевыми продуктами и средами;
- химическая и нефтехимическая продукция производственного назначения;
- дезинфицирующие средства, репелленты и инсектициды;
- биологически активные добавки к пище
СГР можно получить в центре сертификации, но регистрирующим органом будет Роспотребнадзор, а не аккредитованный орган, как при сертификации.
Как не нарваться на мошенников при выборе центра сертификации
Если вы обращаетесь в центр сертификации, который берет все заботы на себя, это удобно, главное не попасть к мошенникам.
Посмотрите сайт центра. На нем должны быть указаны контакты организации, адрес центра. Обычно на сайтах центров есть статьи о сертификации и актуальные новости. На сайтах мошенников, как правило, нет полезной информации, обновляемых новостей и не указаны адреса.
Скачайте выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП на центр сертификации. Если фирма зарегистрирована совсем недавно или что-то еще настораживает, проведите углубленную проверку: вот чек-лист.
Проверьте наличие аккаунтов в соцсетях. Если аккаунт есть и в нем опубликованы фотографии сотрудников, публикуются новости с рабочего места, — шансов, что это реальная компания, больше. Возможно, под постами будут комментарии предыдущих клиентов — можно написать им и попросить отзыв о работе с центром сертификации.
После того как определитесь с центром, обязательно заключите договор: там должны быть прописаны права и обязанности сторон, схема оценки соответствия, стоимость и срок оказания услуги и ответственность центра за нарушение договоренностей.
Эксперт Центра, изучив Ваши документы на продукцию, сам предложит вам подходящую схему регистрации, сертификации или декларирования продукции. Обратите внимание на форму подтверждения соответствия, список доступных схем и возможность использования собственных доказательств при декларировании.
Складчина
Само понятие Складчина подразумевает под собой внесение денег или продуктов несколькими участниками для совместного использования или одного дела. Недавно это понятие стало популярно среди поставщиков товаров на маркетплейсы, при Сертификации и декларировании товаров.
Почему складчина? – это «дешево».
Уже много групп в Telegram-каналах, которые специализируются на оформлении «такой» документации – Сертификатов соответствия и Декларации о соответствии в складчину. Некоторые из них доходят до 19 000 пользователей.
Эти сообщества предлагают оформить группе заинтересованных продавцов одну разрешительную “бумагу” (для них даже не важно, сертификат это или Декларация) на много организаций или ИП. Рассчитывая, что пользоваться будет вся аудитория участников и действителен “сертификат” на внесенные Торговые знаки или наименования ИП.
В первую очередь, это обход законодательства и не о каких нормальных лабораторных испытаниях не идет и речи.
Видя такой сертификат или декларацию стоит понимать, что продавец сэкономил на качестве.
Крупные организации, видя такой документ, сразу задают много вопросов – он у всех вызывает сомнение.
Сертификат или декларация распространяется только на Заявителя о качестве продукции, который указан в поле Заявитель в Декларации или Сертификате о соответствии. Остальное перечисление Торговых знаков (Торговых марок, брендов, кто как называет) в перечне продукции, исключительно, для идентификации продукции и никак не содействуют подтверждению качества заявляемой продукции.
Поэтому срок использования таких “бумажек” недолговечен, большинство не живет в реестре и пару месяцев.
Маркетплейсы, уважающие собственную репутацию типа – Ozon, давно перестали принимать такие “документы”, но пока принимают крупнейшие платформы типа Wildberries, группы “мошенников” так и будут водиться и обманывать неграмотных продавцов.
Еще подметил одну опасность таких групп, уже при формировании отдельного канала с участниками на Сертификат, пишут личным сообщением копии организаторов, которые торопят на перевод денег по реквизитам и оплаты заказа. На самом деле это снова Мошенники.
Когда это поймете – не раз потеряете деньги и деньги, переводя одним и другим. За эту сумму лучше и быстрее выписать, действующий и легитимный Сертификат, который будет в реестре положенный срок.
Как отличить законный документ от подделки
Обязательные сертификаты и декларации соответствия регистрируются в Росаккредитации. Квалифицированные центры после выдачи документации всегда дают заявителю ссылку на запись в реестре.
Если вам не отправили ссылку или вы хотите проверить законность разрешительной документации вашего поставщика, сделать это можно на сайте Росаккредитации в едином реестре сертификатов и деклараций соответствия.
Если у разрешения установлен статус с зеленой галочкой, значит, он является действующим. Бывают и другие статусы: приостановленный, возобновленный, архивный, прекращенный. Если документ в реестре не зарегистрирован, значит, он фальшивый.
Если действие сертификата или декларации приостановлено, прекращено или он перемещен в архив — значит, разрешение уже недействительно.
Проверить законность документа СГР можно на сайте Роспотребнадзора в разделе «Государственные услуги — реестры».
В поиске есть фильтр, через который можно найти документ по реквизитам: наименование продукции, производитель, сфера применения, характеристики товара, регистрационный или типографский номер бланка
Тезисно:
- Узнайте, какие документы нужны бизнесу. Проверьте, есть ли товар в списке ТР ТС. Если продукция есть в списках — узнайте, что именно вам нужно получить: декларацию, сертификат или свидетельство о госрегистрации.
- Если продукции нет в техрегламентах и единых перечнях — сертификаты, декларации и свидетельство о госрегистрации не нужны.
- Если вы закупаете товар в России, разрешительные документы можно попросить у производителя или оптового продавца. Если вы перепродаете товар, который кто-то уже ввез в Россию, можно запросить сканы документов у импортера.
- Если купили продукцию в другой стране или произвели товар сами — придется оформлять все самим.
- Чтобы оформить декларацию, нужно исследовать продукцию в лаборатории и получить протокол испытаний. Чтобы оформить сертификат, нужно самостоятельно найти орган сертификации или испытательную лабораторию или обратиться в центр сертификации.
- Если обращаетесь в центр сертификации, опасайтесь мошенников: проверьте сайт организации, скачайте выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
- Протоколы испытаний можно заказать под ключ или сделать самостоятельно. В зависимости от товара вам нужно выбрать аккредитованную или простую испытательную лабораторию.
- Обязательные сертификаты и декларации соответствия регистрируются в Росаккредитации. Если делаете документы через центр сертификации, проверьте, что вам дали верную ссылку на запись в реестре. Декларацию вы можете зарегистрировать самостоятельно — понадобится аккаунт ИП или юрлица на сайте госуслуг.